+7 (495) 691-33-81 igpran@igpran.ru
119019 Москва, ул.Знаменка, д.10

Новости подразделений Института

21.01.2016 г.

21-22 января 2016 г. в Институте государства и права Российской академии наук состоялся межрегиональный научно-практический семинар в рамках программы «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности».

Семинар организован сектором уголовного права, криминологии и проблем правосудия Института совместно с Общественным центром «Судебно-правовая реформа» и Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

Программа «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности» направлена на повышение качества работы социально ориентированных НКО на основе выявления, обобщения и распространения российского опыта лучших региональных практик в области восстановительного правосудия, поддержки создания и функционирования служб примирения на основе Стандартов восстановительной медиации, повышения квалификации специалистов, которые проводят восстановительные программы, актуализации исторического опыта традиций примирения.

В работе семинара приняли участие 28 человек – членов Всероссийской ассоциации восстановительной медиации – из 18 регионов Российской Федерации: Алтайский край, Архангельская область, Волгоградская область, Вологодская область, Кемеровская область, Красноярский край, Липецкая область, Москва, Пермский край, Республика Марий Эл, Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Самарская область, Ростовская область, Ставропольский край, Томская область, Тюменская область, Чувашская Республика.

Представители регионов выступили с докладами, посвященными анализу ситуации в рассматриваемой области и задачам деятельности, направленным на развитие восстановительного правосудия и восстановительных практик в школе. После выступлений представителей регионов были обсуждены основные вопросы, связанные с проведением мониторинга деятельности служб примирения (Л.М. Карнозова, ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, и А.Ю. Коновалов, Общественный центр «Судебно-правовая реформа»).

По результатам выступлений и дискуссий можно зафиксировать основные характеристики процесса становления восстановительных практик в России.

Формирование условий и структур, позволяющих выстраивать практику восстановительного правосудия и распространять восстановительный подход на более широкий круг ситуаций с участием несовершеннолетних, происходит зигзагообразно – то взлеты, то затухания. В большинстве регионов, где созданы службы примирения, отсутствуют механизмы институционального закрепления, функционирование служб зависит от наличия проектов, с завершением которых службы нередко прекращают свою деятельность, от поддержки тех или чиновников, от компетентности специалистов, с которыми взаимодействуют службы, от энтузиазма людей, которым поручают работать в службах примирения (к примеру, в школах кураторство служб примирения возлагается на педагогов в качестве дополнительной неоплачиваемой нагрузки). Само создание служб примирения и формирование восстановительных практик на территориях и в школах возможно лишь при наличии заинтересованности не только специалистов, которые могут проводить восстановительные программы, но и официальных лиц и структур, а созданные службы требуют постоянной поддержки организационного и методического характера.

Федеральные документы с момента утверждения с Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 г. стали мощным стимулом развития восстановительных практик и включения региональной власти в этот процесс. В ряде регионов, где прежде работа служб примирения велась в первую очередь за счет активности общественного сектора, она стала активно поддерживаться субъектами системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, образовательными ведомствами и региональной администрацией. Там где таких служб прежде не было, благодаря Концепции правительства по созданию сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей (от 30 июля 2014 г. № 1430-р) и Межведомственному плану по ее реализации вопросы их создания стали актуальными. Но одновременно по сути императивный характер федеральных документов приводит и к фиктивным результатам, когда службы примирения (медиации) «создаются на бумаге».

Доклады участников показали, что сегодня процесс создания служб примирения (медиации) в большей степени охватывает школы (образовательные учреждения), в то время как использование восстановительных программ по преступлениям несовершеннолетних и, соответственно, создание территориальных служб примирения для работы с правонарушениями несовершеннолетних в определенном смысле «заморожено» (за исключением Архангельской области, а также попытки возрождения этой работы в Москве с утверждением Положения о Городской службе примирения), а условия деятельности уже функционирующих территориальных служб ухудшились. Это можно объяснить, в некоторой степени, «ожиданием закона», призванного легализовать медиацию по уголовным делам (либо по правонарушениям несовершеннолетних, включая преступления), принятие которого намечено к 2017 г. Межведомственным планом комплексных мероприятий по реализации Концепции от 30 июля 2014 г. До принятия подобного закона степень легализации проведения программ восстановительного правосудия оказывается неопределенной (хотя в России такие программы начали проводиться с 1998 г.). И одновременно деятельность структур, на базе которых сегодня функционируют службы примирения (в таких ведомствах, как социальная защита, образование, молодежная политика), «оптимизируются», в результате чего сокращается финансирование и урезается функционал деятельности соответствующих учреждений.

К положительным тенденциям следует отнести то, что вопрос создания служб медиации (примирения) включен в повестку дня управленческих структур, во многих регионах на уровне субъектов профилактики правонарушений несовершеннолетних и судов происходит процесс обсуждения и разработки разных форм организации подобных служб, принимаются соответствующие региональные акты, формируется запрос на обучение специалистов, способных проводить восстановительные программы. Это обстоятельство создает условия, при которых деятельность ассоциации восстановительной медиации позволяет наполнить эти процессы тем содержанием, которое накапливалось в течение семнадцати лет развития восстановительного правосудия в России.

Участники семинара подчеркивали, что в сложившейся ситуации одной из важнейших стратегических линий работы Всероссийской ассоциации восстановительной медиации, и в частности программы «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности», является сохранение ценностей восстановительного правосудия. Важно, чтобы теперь, когда эта практика входит в фазу тотального администрирования и формализации условий, при которых она может легально реализоваться, в поле внимания оставались базовые ценности, принципы и понятия восстановительного подхода, которые должны быть положены в основу разрабатываемых методических материалов, нормативных актов, форм мониторинга, программ обучения, а также учитываться в формах администрирования, чтобы не быть сметенными управленческими технологиями.

Программа «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности» реализуется на основании Соглашения между Министерством экономического развития Российской Федерации и Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа» о предоставлении субсидии на государственную поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций.

Материал подготовила Л.М. Карнозова, ведущий научный сотрудник сектора уголовного права, криминологии и проблем правосудия.


Поделиться: