+7 (495) 691-33-81 igpran@igpran.ru
119019 Москва, ул. Знаменка, д.10
+7 (495) 691-33-81 igpran@igpran.ru
119019 Москва, ул. Знаменка, д.10

Сектора ИГП РАН

Архив новостей

ИСТОРИЯ СЕКТОРА

1936 год был годом великих преобразований и для молодой страны Советов[1], и для Института Советского строительства и права Коммунистической академии (далее – Институт). Широко обсуждаемая и принятая в 1936 году Конституция СССР, в подготовке текста которой принимали участие ведущие научные сотрудники Института, предопределила новые направления не только развития союзного государства, но и фундаментальной юридической науки. Институт был передан в ведение Академии наук СССР[2] и в этом же году в Институте была проведена внутренняя реорганизация. Распоряжением по Институту № 12 от 17 декабря 1936 года было образовано три сектора, как отражение важнейших направлений фундаментальных академических исследований Института. Одним из трех секторов стал сектор Государственного и административного права. Учитывая масштабы стоящих перед сектором задач, в его состав вошли 20 человек, во главе с директором Института – Евгением Брониславовичем Пашуканисом. Из 20 членов нового коллектива лишь трое взяли на себя ношу развивать науку административного права. Это старшие научные сотрудники: А.А.Карп и С.С.Студеникин и младший научный сотрудник – В.Ф.Коток. Позже, в 1937 году к ним присоединились: М.Е. Климов, И.П. Трайнин, М.А. Аржанов и др.

В 20-30-е годы XX века наука административного права развивалась крайне слабо. Во многом это было связано с тем, что государственно-партийный аппарат широко использовал методы политических репрессий и внесудебной расправы. Ученые подвергались гонениям за попытки развивать основы советского административного права, многие из них были вынуждены надолго уехать из Москвы и даже на время прекратить заниматься наукой вообще (например, И.И.Евтихиев).

В это время нормы административного права фактически слились с нормами уголовного и уголовно-процессуального права[3]. Другой причиной было то, что административное право во многом опиралось на полицейское право, и никак не могло отделить свой предмет от полицейского права. К тому же, стало происходить так называемое «отпочковывание» норм административного права в угоду развития новых отраслей как финансовое, земельное, трудовое право и др.[4].

Отдельные аспекты науки административного права были предметом изучения в рамках науки управления, поддерживаемой политическими силами государства. Разработчиками науки управления были лично В.И.Ленин и его ближайшие соратники: Г.М.Кржижановский[5], Н. К. Крупская[6], В. В. Куйбышев[7] и др. Конституция СССР 1936 года учредила органы государственного управления СССР. И наука управления заняла лидирующие позиции среди всех публичных наук. С поддержкой коммунистической партии Советского Союза она стала охватывать всю проблематику государственного авторитарного вмешательства во все сферы и области общественной жизни, а наука административного права отошла в тень[8].

Это не могло не сказаться на том, что, большинство исследователей предмет науки административного права раскрывали через совокупность общественных отношений, возникающих в связи и по поводу осуществления государственного управления[9]. Основоположниками указанной теории были: И.Н. Ананов, С.М. Берцинский, А.Ф. Евтихеев, И.Д. Левин, А.Е. Лунев, И.П. Трайнин и другие. В середине 30-х даже тиражировалась идея отмирания административного права. Появляются работы, авторы которых видят возможность отказаться от понятия «советское административное право» и заменить его понятием «советское управление»[10].

А.И. Елистратов на рубеже 20-30-х годов прошлого века и, впоследствии Б.М. Лазарев, утверждали, что тенденция развивать административное право на узкой базе отрасли государственного управления выявилась при необходимости расширении задач и функций государственного управления главенствующей партией Советского Союза. Значительная часть ученых-административистов была вынуждена «встраиваться» в своих работах в систему науки управления. Все вышесказанное привело к тому, что в завершении 30-х годов прошлого века наука административного права в значительной мере охватила всю проблематику науки управления. Такой путь развития науки административного права, Б.М. Лазаревым был признан ошибочным. И подвергнут резкой критике[11].

1936 год. На одном из заседаний сектора ставится вопрос о предмете науки советского административного права. Свое видение должен был высказать каждый из членов коллектива. Подвергая резкой критике учение Е.Б. Пошуканиса и его контр-революционные взгляды, было определено, что предметом науки будут нормы, которые регулируют отношения по поводу деятельности государственного аппарата, вертикали власти, вопросов государственной службы, дисциплинарной ответственности, бюрократии в системе государственного управления и некоторые др.

В 1937 году перед сектором ставится задача: занять лидирующие позиции в разработке основ академической фундаментальной науки административного права. С ноября руководит сектором Б.М. Климов. Поскольку Институт и сектор не располагал научным потенциалом в данной области, было предложено привлечь к этой работе А.И.Елистратова, С.М. Берцинского, А.Ф.Евтихиева и некоторых других ученых. Из всего состава сектора лишь С.С.Студеникин согласился начать научные исследования по разработке теории науки советского административного права. Кроме отсутствия специалистов в этой области, главным препятствием ученые сектора видели неразвитость науки советского государственного права.

Учениками и продолжателями идей А.И.Елистратова стали И.И.Евтихиев, А.Е.Лунев, Г.И.Петров, С.С. Студеникин и др. Все они в разное время были научными сотрудниками сектора. Институт открывает набор в аспирантуру. За аспирантами закрепляются темы диссертационных исследований в области административного права.

Настоящим прорывом в науке стала защита в 1940 году С.С.Студеникиным диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «Основные принципы советского административного права». Защита проходила в Институте государства и права Академии наук СССР. Защита проходила жестко, с многочисленными обсуждениями и осуждением неверно занятой молодым ученым позиции. Но ученый смог отстоять свои идеи, и защита была одобрена. Именно эта работа С.С.Студеникина положила начало всей российской (советской) академической науке административного права. В диссертации впервые в юридической догме была выделена и научно охарактеризована система принципов советского административного права, которые соотносились ученым с принципами государственного управления. Это принципы демократического централизма (сосредоточения в центральных органах планирования и руководства); 2) социалистической законности, как точного и безусловного соблюдения законов; 3) социалистического планирования, как планомерного и сознательного руководства народнохозяйственной жизнью страны; 4) участия трудящихся в государственном управлении.

В довоенное время в секторе государственного и административного права служили выдающиеся ученые, основоположники науки советского административного права. Среди них были: Коток В.Ф., Лунев А.Е., Петров Г.И., Студеникин С.С., Трайнин И.П., Шорина Е.В., Ямпольская Ц.А. и др.

После объявления о том, что страна находится в опасности, что на нашу Родину напала Германия, с началом Великой Отечественной войны, многие из научных сотрудников Института, среди которых были научные сотрудники сектора: Коток В.Ф., Пискотин М.И., Шорина Е.В, Ямпольская Ц.А., и другие ушли служить Родине. Другие (Лунев А.Е., Ремнев В.И.) служили в тылу и продолжали развивать науку.

Так, Е.В. Шорина в годы Великой Отечественной войны служила секретарем Военного трибунала Западного фронта 250-й, затем 194-й стрелковых дивизий. С 1943 года и до окончания войны находилась на службе в военной Прокуратуре в должности следователя, звание – лейтенант юстиции. За заслуги, связанные с военными событиями в период Великой Отечественной войны была награждена орденом Великой Отечественной войны II степени и 8 медалями, среди которых особенно выделяется медаль «За победу над Германией».

Ц.А. Ямпольская с началом Великой отечественной войны переходит на практическую работу. В период с сентября 1941 по ноябрь 1942 года она прокурор отдела общего надзора Прокуратуры Казахской ССР, а с ноября 1942 по сентябрь 1943 года – консультант правового отдела Совнаркома РСФСР.

Более трех лет командиром минометной роты служил на фронте М.И.Пискотин. Он демобилизовался лишь после тяжелого ранения в 1944 году.

Ю.А. Розенбаум, хоть и пришел в Институт в 1967 году, со школьной скамьи ушел добровольцем на фронт. Прошёл всю войну, прослужив в 17 Воздушной армии до 1948 года, был награждён Орденом Великой Отечественной войны II степени и 8 медалями. Имя Ю.А. Розенбаума высечено в музейном комплексе военно-патриотического парка «Патриот» в г. Москве.

Имеют государственные награды СССР за доблесть и службу в годы войны: В.Ф. Коток (медаль «За оборону Москвы»), «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и рядом других; А.Е. Лунев - орден «Красной Звезды»; В.И. Ремнев – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Студеникин С.С. был мобилизации в Красную Армию 12 июля 1941 г. и состоял на службе в Военно-юридической академии Красной Армии, затем отправлен рядовым на фронт. В годы войны С.С. Студеникин продолжал заниматься научной работой. В самый разгар военных событий, в 1942 году, в окопах, под пулями и бомбежкой С.С.Студеникин, по заданию руководства, писал учебное пособие «Советское военно-административное право». Оно вышло в соавторстве с А.Е.Луневым в 1942 году в Ашхабаде.

В 1942 году в диссертационном совете Института права Академии наук СССР защитил диссертацию кандидата юридических наук А.Е. Лунев, тема диссертации «Комплектование вооруженных сил» [12]. В 1943 году диссертацию на соискание ученой степени кандидата юридических наук на тему «Понятие акта советского государственного управления» защитил В.Ф. Коток.

А.Е. Лунев с 1945 года член советской стороны Международного трибунала в Нюрберге.

Новые задачи юридической академической науки были определены в Постановлении ЦК ВКП(б) от 5 октября 1946 «О расширении и улучшении юридического образования в стране»[13]. Перед учеными поставлена задача преодоления отставания научной работы в области юриспруденции и сосредоточения усилий ученых юристов на теоретическом обобщении богатейшего опыта работы советских государственных органов и на подготовку учебников по актуальным вопросам юриспруденции. В этой связи (1946 год) произошла перестройка структуры Института. В частности в составе сектора государственного и административного права образованы группы: административного права, советского строительства и финансового права)[14]. Ученые сектора А.Ф.Евтихиев, АИ.Н.Ананов, И.Д.Левин, А.Е.Лунев, С.С.Студеникин, И.П.Трайнин, Ц.А.Ямпольская, начинают активную работу по развитию советского административного права и выпускают в свет первые монографии и учебную литературу. С января 1948 года сектором руководит Викт Фомич Коток.

В июне 1949 года С.С. Студеникин защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему «Советская административно-правовая норма и ее применение»[15]. В докторской диссертации С.С. Студеникин обосновывает понятие государственного управления и его связь с административным правом, виды форм управления, выделяет специфику административно-правовых норм, в том числе административно-процессуальных норм и др. Выводы С.С. Студеникина актуальны и для современных исследователей проблем административного права и административного процесса.

В 1952 году Е.В. Шорина, под научным руководством В.Ф.Котока, с успехом защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Функция Советского государства по охране социалистической собственности от воров и расхитителей народного добра». В апреле 1958 года в ученом совете Института государства и права имени А.Я.Вышинского Ц.А.Ямпольская защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему «Субъекты советского административного права». В 1962 году под руководством И.И. Евтихеева в МГУ кандидатскую диссертацию на тему: «Государственное управление советской торговлей» защищает Б.М.Лазарев. В кадровой службе ИГП РАН до сих пор сохранился диплом кандидата наук № МЮР 000163, за 1962 год.

В 1956 г. защищает диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук А.Е. Лунев, который с 1955 г. служит старшим советником юстиции при Правительстве КНР. Тема его докторской диссертации: «Правовое положение органов государственного управления Китайской Народной Республики».

В 1965 г. диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему «Проблемы развития непосредственной демократии в Советском государстве» защитил В.Ф. Коток. В диссертации были глубоко разработаны вопросы прямого народовластия и его сочетания с народным представительством.

С января 1948 г. сектором государственного и административного права руководил В.Ф.Коток. В.Ф. Коток проводил большую работу по пропаганде идей советского конституционного права за рубежом. В 1964 году на английском языке издана его книга «Советская представительная система». В течение 1960-1963 годов на английском, французском и испанском языках была опубликована монография «Основы советского права», в которой В.Ф. Коток участвовал в качестве соавтора.

В Институте и в секторе активно ведется работа по подготовке молодых специалистов в области административного права. Так только под руководством В.Ф. Котока было защищено свыше 60 кандидатов юридических наук, многие из которых впоследствии стали известными учеными. В свое время учениками В.Ф. Котока были Б.Н. Топорнин, Ю.А. Тихомиров, М.Х. Хакимов, С.П. Моргунский, Ф. Давудов, С. Макагон, Е.В. Шорина и ряд других ученых. Многие из них неоднократно избирались и много лет служили в Институте на должностях заведующих секторов и заместителей директора Института (Б.Н. Топорнин, Ю.А. Тихомиров).

Название сектора менялось вместе с теми преобразованиями, которые происходили в стране. Неизменным оставалось служение академической науке. 23 сентября 1950 года в Институте вновь происходит изменение его структуры. Сектор государственного и административного права получает название государственного права СССР и стран народной демократии. На долгое время, вплоть до 1975 года, сектор теряет в своем названии упоминание об административно-правовых исследованиях. Однако в составе сектора всегда будет группа/ секция административного права.

С июля 1954 В.Ф.Коток одновременно замещал должности врио заведующего сектором государственного права СССР и стран народной демократии и заведующего сектором конституционных проблем Института государства и права АН СССР.

Огромное влияние на научную работу Института и сектора оказал XX съезд КПСС и разоблачение культа личности, восстановление ленинских принципов руководства обществом, укрепление социалистической законности и правопорядка. Учеными были пересмотрены ошибочные положения, связанные с культом личности и подвергнуты критике концепции А.Я.Вышинского[16] . К числу основных направлений исследования сектором становятся вопросы управления народным хозяйством, социалистической законности и др.

В период развитого социализма в СССР не перед учеными была поставлена задача отразить в своих трудах достижения зрелого социализма и показать роль и значение КПСС в жизни общества[17]. В секторе складываются новые направления научных исследований по вопросам укрепления советской демократии и социалистической законности, форм и методов участия народа в руководстве государством и обществом, расширение прав общественных организаций, исследование проблем управления и деятельности государственного аппарата и др. Между тем, в этот период, фундаментальные академические исследования проблем административного права отошли на второй план и не получали должного внимания ученых. Руководит сектором кандидат юридических наук МихИвПискотин.

В связи с выходом Постановления Президиума АН СССР от 27 мая 1960 года Институт права АН СССР был преобразован в Институт государства и права АН СССР[18]. В Институте складываются новые направления научных исследований, отражающие вопросы укрепления советской демократии, форм и методов участия народа в руководстве государством и обществом и др. Это определило образование новых секторов. Так сектор стал носить название государственного управления и социалистического строительства (с июня 1960 года). Важным направлением научных исследований сектора стали вопросы совершенствования социалистической законности и правопорядка, охраны прав и законных интересов граждан, проблемы развития государственного аппарата, научных основ государственного управления. Руководит сектором кандидат юридических наук М.И.Пискотин.

Новый этап в развитии науки в Институте и в секторе определили решения XXIII, XXIV съездов КПСС, Постановление ЦК КПСС 1964 года «О мерах по дальнейшему развитию юридической науки и улучшению юридического образования в стране» и Постановление ЦК КПСС 1967 года «О мерах по дальнейшему развитию общественных наук и повышению их роли в коммунистическом строительстве». С 1964 года сектор носит название советского строительства и проблем совершенствования государственного аппарата, позже (в 1967) сектор был переименован в сектор теории государственного управления и правовых проблем научно-технического прогресса, где М.И. Пискотин служил вплоть до 1978 года, когда его назначили главным редактором журнала «Советское государство и право». Диссертация на соискание доктора юридических наук на тему «Проблемы советского бюджетного права», была им защищена в 1969 году. В 1968 г Ц.А.Ямпольская назначается на должность заведующей сектором общественных организаций.

В 60-е годы в сектор приходят молодые талантливые ученые: В.Г. Вишняков, Б.М. Лазарев, А.Е.Лунев, В.И. Ремнев, Ю.А.Розенбаум и другие.

Результатом плодотворного труда коллектива сектора стал выход ряда монографий: «Правовые проблемы науки управления» (1966); «Научные основы государственного управления в СССР» (1968); «Народный контроль в СССР» (1968); «Организация работы министерств в условиях экономической реформы» (1972) и др., а также в индивидуальные работы: В.И. Ремнев «Право жалобы в СССР» (1964); Г.А. Дорохова «Управление народным образованием в СССР» (1965); В.Г. Вишняков «Двойное подчинение органов управления народным хозяйством» (1967); А.Е. Лунев «Демократизм советского государственного управления» (1967); и многие другие. Ю.А.Розенбаум впервые в юридической науке разработал и обосновал правовую концепцию взаимоотношений государства, церкви и религиозных организаций, издав при этом множество работ, и среди них монографию «Советское государство и церковь» (1985).

В 1972 году сектор переименовывается в сектор государственного управления и правовых проблем научно-технического прогресса. В апреле 1975 года в ходе реорганизации структуры Института сектор переименовывается в сектор административного права и правовых проблем АСУ. Заведующим сектора был назначен Борис Михайлович Лазарев. С 1977 года сектор носит название административного права. М.И. Пискотин возглавил сектор теории государственного управления. Сектор административного права собрал лучших, на то время, административистов страны. В нем служат науке и государству: А.Е. Лунев, В.И. Ремнев, Е.В. Шорина, Г.А. Дорохова, И.Л. Бачило, Л.А. Сергиенко и др.. Позже к ним присоединились: Н.Г.Салищева, М.Филь, Н.Ю. Хаманева и др. По инициативе заместителя директора Института Ю.А. Тихомирова функционировала группа по правовым вопросам АСУ.

Б.М. Лазарев пришел в Институт государства и права АН СССР (РАН) в 1960 году. В ИГП РАН имеется его личное заявление о назначении на должность младшего научного сотрудника и приказ о назначении заведующего сектором и руководителя Центра публичного права (1991). Наиболее значимым достижением ученого, составившее ему имя и признание в науке, стала монография «Компетенция органов управления» (1972 год), где Б.М. Лазарев развил и теоретически обосновал вопросы статуса органа государственного управления, его структурных элементов, в том числе ответственности государства, органов и должностных лиц за принимаемые ими решения. Эта монография во многом определила развитие науки административного права и не потеряла своей актуальности до настоящего времени. В 1974 г Б.М. Лазарев успешно защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему «Теоретические вопросы компетенции органов советского государственного управления». С 1991 года Б.М.Лазарев совмещает должность заведующего сектором административного права и является руководителем Центра публичного права.

В 1978 г. защищает докторскую диссертацию Е.В. Шорина, тема ее исследования «Теоретические проблемы контроля за деятельностью органов государственного управления в СССР». Научным консультантом выступил Б.М.Лазарев.

В период 1996–1998 гг сектор административного права возглавляла д.ю.н. И.Л. Бачило. Илларией Лаврентьевной было инициировано создание в составе сектора административного права группы по правовым проблемам автоматизированных систем управления, которая переросла в самостоятельное научное подразделение Института – сектор информационного права. И.Л. Бачило стала руководителем нового сектора, а сектор административного права возглавила д.ю.н. Н.Ю. Хаманева. Именно Н.Ю. Хаманевой было инициировано проведение ежегодных научных конференций в честь Б.М. Лазарева.

Наука административного процесса получила свое дальнейшее глубокое развитие с приходом в сектор Н.Г. Салищевой. Надежда Георгиевна – ведущий российский ученый-административист, одна из основоположников концепции административного судопроизводства в России, соавтор проекта федерального конституционного закона «Об административном судопроизводстве» (Общая часть). При ее непосредственном участии был разработан Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

В 1997 году по инициативе директора ИГП РАН Б.Н.Топорнина с участием Г.А. Тосуняна создано первое специализированное научно-исследовательское подразделение по изучению проблем банковского права - сектор финансового и банковского права ИГП РАН. Гарегин Ашотович Тосунян стал руководителем сектора. До настоящего времени Г.А.Тосунян - член Ученого и диссертационного советов ИГП РАН. С ноября 2019 года Г.А.Тосунян – академик Российской Академии наук, направление – общественные науки (право).

В 2013 году сектор возглавил Заслуженный юрист Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор С.В. Запольский. В следующем году сектор получил новое наименование – административного и бюджетного права. С.В. Запольским были возобновлены надолго забытые и до настоящего времени ежегодно проводятся «Лазаревские чтения» – научно-практическая конференция по актуальным проблемам административного права и административного процесса, посвященная памяти профессора, руководителя сектора – Б.М. Лазарева. С 2014 года ежегодно проходят «Пискотинские чтения» – научно-практическая конференция по актуальным проблемам бюджетного права, налогового, банковского права, посвященная памяти профессора М.И. Пискотина.

За период работы сектора административного и бюджетного права (2014-2018 гг) в нем подготовлены и успешно защищены диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук – Х.В. Пешковой, Е.А. Бочкаревой, Г.Г. Пиликина, Е.Л. Васяниной. Эти и другие ученые, прошедшие школу ИГП РАН в настоящее время возглавляют правовые кафедры в российских высших учебных заведениях.

В 2018 году в результате реорганизации структуры научных подразделений Института сектор был преобразован в сектор административного права и административного процесса. Ряды ведущих научных сотрудников сектора пополнили видные ученые-административисты – доктора юридических наук М.Н. Кобзарь-Фролова и В.М. Редкоус, кандидат юридических наук, доцент – И.В.Глазунова. А с 2019 года – доктор юридических наук, профессор – Т.В.Щукина

С 2019 года сектор административного права и административного процесса возглавляет профессор М.Н. Кобзарь-Фролова.

В.М. Редкоус – специалист в области обеспечения национальной и общественной безопасности, ведет исследования в области сравнительного административного правоведения. Его диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему: «Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств»[19] по специальности 12.00.14 была защищена в 2011 году в Российском  университете дружбы народов.

Т.В.Щукина – специалист по вопросам организации государственной службы. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему: «Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование», защищена в 2011 году[20]. Научный консультант доктор юридических наук, профессор – Ю.Н. Старилов.

М.Н. Кобзарь-Фролова – деликтолог, основоположник теории налоговой деликтологии. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему: «Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии»[21] защищена в 2011 году. М.Н. Кобзарь-Фролова имеет более 250 научных работ, среди которых научные статьи посвященные проблемам развития административного права и административного процесса. Из них: 13 монографий, 14 учебников, 3 учебных пособия, публикации в журналах, индексируемых в международной системе Scorus и Web of Science.

В секторе продолжают плодотворно трудиться: доктор юридических наук, профессор А.А. Гришковец (с 1999 года), признанный научным сообществом специалист по проблемам государственной службы. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук на тему: «Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации»[22] защищена им в 2004 году. А.А. Гришковец активный сторонник чистоты фундаментальной академической науки. Его труды отличаются основательным подходом к раскрытию темы, широкой дискуссией, достоверным цитированием. Он лично собрал обширную научную библиотеку.

Л.Н. Сморчкова – доктор юридических наук, доцент, специалист в области военного дела. Сферу научных интересов ученого составляют вопросы методологии правового регулирования общественных отношений, складывающихся в экономической сфере, в том числе в области государственного управления публичным имуществом. Л.Н. Сморчкова активный участник научных и научно-практических конференций, член Междисциплинарного центра правовых исследований в области обороны и оборонно-промышленного комплекса, действительный член Академии военных наук, автор более 120 публикаций по военному и административному праву.

И.В.Глазунова – кандидат юридических наук, доцент, специалист в области таможенного дела и таможенных правоотношений.

В 2019 году приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 июля 2019 года № 674/нк на базе Института государства и права РАН образован диссертационный совет Д 002.002.10 по научным специальностям 12.00.08 – Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право и 12.00.14 – Административное право; административный процесс, в состав которого вошли все научные сотрудники - доктора наук сектора.

В 2020 году в состав сектора административного права и административного процесса влился сектор финансового, банковского, бюджетного и корпоративного права.

В настоящее время научные сотрудники сектора: Е.Л.Васянина, А.А.Гришковец, И.В.Глазунова, С.В.Запольский, М.Н. Кобзарь-Фролова В.М. Редкоус, Л.Н.Сморчкова, Т.В.Щукина успешно реализовывают государственные научные программы, активные участники научных конференций, на которых выступают с наиболее злободневными темами, отстаивая прогрессивные идеи и направления развития науки административного права и административного процесса, ведут в подготовку молодых специалистов.

В настоящее время согласно планам фундаментальных научных исследований РАН и научно-исследовательской работы Института сектор осуществляет фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования по концептуальным проблемам административного права, административного процесса и финансового, налогового, бюджетного права.

Научные сотрудники сектора участвуют в работе по реформированию административно-деликтного законодательства, а также законодательства, регулирующего контрольную и надзорную деятельности государственной администрации. М.Н.Кобзарь-Фролова, А.А.Гришковец, В.М.Редкоус, Л.Н.Сморчкова – члены экспертных подгрупп межведомственной рабочей группы Правительства России по разработке проекта нового КоАП РФ. Сотрудники сектора также участники рабочих групп комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, в том числе по совершенствованию концепции развития административного законодательства и подготовке конкретных законопроектов.

В текущий период приоритетным направлением работы сектора является определение основных направлений развития доктрины административного и административно-процессуального права, форм и методов государственного регулирования отношений в социально-экономической сфере Российской Федерации. Сфера их научных интересов широка и многообразна: предмет административного права, административно-правовые отношения, административная политика на современном этапе развития общества и государства, фундаментальные категории административного права, глубинное переосмысление которых происходит в условиях новых конституционных реалий и др.

Не менее интенсивно ведется исследование в области правовых основ финансового рынка России в условиях турбулентности мировой экономики. В это направление активно включены научные сотрудники Е.Л.Васянина, С.В.Запольский.

Весьма плодотворным является сотрудничество научных сотрудников сектора с Московским государственным университетом им. О.Е.Кутафина (МГЮА), Российским государственным университетом правосудия (РГУП), Санкт-Петербургским университетом МВД, Нижегородским университетом им. Н.И.Лобачевского и другими ведущими вузами страны.

За свою 85-летнюю историю сектор дал стране и науке заслуженных юристов и заслуженных деятелей науки. Это заслуженные деятели науки РСФСР: В.Ф. Коток, Б.М. Лазарев, М.И, Пискотин, Г.А., Тосунян, Ц.А. Ямпольская. Заслуженные юристы РСФСР – И.Л. Бачило, Ю.А. Розенбаум. Заслуженные юристы Российской Федерации – С.В. Запольский, Н.Ю. Хаманева.



[1] Примечание: в апреле состоялся X-юбилейный съезд ВЛКСМ; в ноябре Чрезвычайный 8-й Всесоюзный съезд Советов СССР; в декабре 1936 года принята Конституция СССР («Сталинская» конституция).

[2] Постановление Президиума АН СССР от 5 октября 1936 г./ Режим доступа: ИСАРАН (Информационная система Архивы Российской академии наук), Архивная страница Институт государства и права Академии наук СССР. Фонд 1934. Перечень описей (3) Управленческая документация Института государства и права РАН. Нач. дата 1936// http://isaran.ru/?q=ru/fund&ida=1&guid=47CE9E21-DCAF-1927-27FD-FDF40CDFF07F

[3] Коноплева Л.Л. Развитие российского административного права. Вестник уральского университета экономики и права. Право, с 49- 53.

[4] См. например: Елистратов А.И.. Административное право. - М.: РАНИОН. Ин-т советского права. - Москва; Ленинград : Гос. изд-во, 1929. - 366 с.; 24 см.; Евтихиев А.Ф. Основы советского административного права// Харьков: Юрид. изд-во НКЮ УССР, 1925; Кабалевский В. «Очерки советского административного права», Харьков: Изд-во Украины, 1924. - 258 с.;

[5] Кржижановский Г. М. посвятил себя трудам в области управления энергетикой страны, один из основателей плана ГОЭЛРО. По заданию В.И.Ленина написал работу Кржижановский Г. М. «Основные задачи электрофикации России», 1920 г.// https://rus.team/people/krzhizhanovskij-gleb-maksimilianovich

[6] См. например, Крупская Н. К. Вопросы народного образования. — М.; Петроград: Коммунист, 1918. — 286 с.; Крупская Н. К. Народное образование и демократия. Петроград,  Изд-во Коммунист, 1919, 132 с. Крупская Н. К Политико-просветительная работа. — М.: Работник просвещения, 1927. — 126 с. и др.

[7] Куйбышев В.В. – сподвижник В.И.Ленина, И.В.Сталина, Г.М. Кржижановского. Стратег в области экономики народного хозяйства. Непосредственно участвовал в составлении народно-хозяйственных планов 1-й и 2-й пятилеток (См., например, Евсеев М.П. Вопросы социалистической экономики в трудах В.В.Куйбышева., Томск, Изд-во Томского университета, 1967, 127с.) Куйбышев В. В. Итоги и перспективы хозяйственного строительства в СССР. М.; Л. Госизда-во. 1927. Куйбышев В. В. Задачи внутренней торговли и кооперации, М., Московский рабочий 1924, 55 с.

[8] См. подробнее: Кобзарь-Фролова М.Н. Государственное управление: генезис понятия и сути в предмете административного права// Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции (Сорокинские чтения) 26 марта 2021 года//Под общей редакцией  А. И. Каплунова, СПб 2021 СПб, С. 31-40; Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти Российской Федерации в условиях новых конституционных реалий: текст// Публичная власть: система, компетенции: монография/ под общ. ред. М.Н. Кобзарь-Фроловой, Воронеж, ИПЦ «Научная книга», 2021, с.30-54.

[9] См., например: Козлов Ю.М. Административное право. – М., Юристъ, 2005. С.51

[10] Берцинский С. К вопросу о методологии советского управления// Советское государство и революция права. - М.: Изд-во Ком. Акад., 1930, № 10. - С. 22-40.

[11] Елистратов А.И.. Административное право. - М.: РАНИОН. Ин-т советского права. - Москва ; Ленинград : Гос. изд-во, 1929. - 366 с.; Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. М.: Юрид. лит., 1988. С. 90-92.

[12] Встречаются иные названия: «Правовые основы комплектования вооруженных сил», «Правовые основы комплектования Вооруженных Сил».

[13] Социалистическая законность. 1946 № 11-12

[14] Ратнер И.Л, Тадевосян В.С Там же с. 50.

[15] Студеникин С.С. Советская административно-правовая норма и ее применение : автореф. … дис. д-ра  юрид.  наук / Воен.-юрид. акад. Вооруж. сил СССР. - Москва : РИО ВЮА, 1949. - 47 с.

[16] Ратнер И.Л, Тадевосян В.С. Там же. С.55.

[17] Постановлением Президиума АН СССР от 27 мая 1960 года Институт права АН СССР преобразован в Институт государства и права АН СССР/ Режим доступа: ИСАРАН (Информационная система Архивы Российской академии наук), Архивная страница Институт государства и права Академии наук СССР. Фонд 1934. Перечень описей (3) Управленческая документация Института государства и права. Нач. дата 1936 // http://isaran.ru/?q=ru/fund&ida=1&guid=47CE9E21-DCAF-1927-27FD-FDF40CDFF07F

[18] Режим доступа: ИСАРАН (Информационная система Архивы Российской академии наук), Архивная страница Институт государства и права Академии наук СССР. Фонд 1934. Перечень описей (3) Управленческая документация Института государства и права. Нач. дата 1936 // http://isaran.ru/?q=ru/fund&ida=1&guid=47CE9E21-DCAF-1927-27FD-FDF40CDFF07F

[19] Редкоус В.М. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств: диссдоктюрид наук. [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2011.

[20] Щукина Т.В. Кадровая политика в системе государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации: концептуальные подходы и административно-правовое регулирование : автореферат дис. ... доктора юридических наук : 12.00.14 [Место защиты: Воронеж. гос. ун-т]. - Воронеж, 2011. - 56 с.

[21] Кобзарь-Фролова М.Н. Теоретико-правовые и прикладные основы налоговой деликтологии»: дисс… доктора юридических наук, Люберцы, РТА, 2011. 458 с.

[22] Гришковец А.А. Проблемы правового регулирования и организации государственной гражданской службы в Российской Федерации: диссертация ... доктора юридических наук : 12.00.14.М., 1999.




К оглавлению


НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕКТОРА

В настоящее время согласно планам фундаментальных научных исследований РАН и научно-исследовательской работы Института сектор осуществляет фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования по концептуальным проблемам административной реформы, развития административного судопроизводства.

В текущий период приоритетным направлением работы сектора является определение основных направлений развития доктрины административного права, форм и методов государственного администрирования в социально-экономической сфере Российской Федерации.

Научные сотрудники сектора активно участвуют в работе по реформированию административно-деликтного законодательства, а также законодательства, регулирующего контрольную и надзорную деятельности государственной администрации.

Ведущие научные сотрудники сектора Кобзарь-Фролова М.Н., Гришковец А.А., Редкоус В.М., Сморчкова Л.Н. – члены экспертных подгрупп межведомственной рабочей группы Правительства Российской Федерации по разработке проекта нового КоАП РФ.

Кроме того, сотрудники сектора активно участвуют в деятельности рабочих групп комитетов Государственной Думы и Совета Федерации, в том числе по совершенствованию концепции развития административного законодательства и подготовке конкретных законопроектов.



 СОТРУДНИКИ СЕКТОРА


Плигин Владимир Николаевич – заведующий сектором административного права и административного процесса, доктор юридических наук, Заслуженный юрист Российской Федерации    

Кобзарь-Фролова Маргарита Николаевна – главный научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор 
  Запольский Сергей Васильевич – главный научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации
IMG_9851.JPG Редкоус Владимир Михайлович – ведущий научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор  
IMG-20210331-WA0020 (1).jpg    Гришковец Алексей Алексеевич – ведущий научный сотрудник, доктор юридических наук, профессор


IMG_6820 (3).jpeg Васянина Елена Леонидовна – ведущий научный сотрудник, доктор юридических наук, доцент 
Фото Сморчковой.JPG   Сморчкова Лариса Николаевна – ведущий научный сотрудник, доктор юридических наук, доцент

Shchukina T.V..jpg  Щукина Татьяна Владимировна – ведущий научный сотрудник, доктор юридических наук, доцент 

Глазунова Инесса Владимировна – старший научный сотрудник, кандидат юридических наук, доцент 
Агамагомедова Саният Абдулганиевна – старший научный сотрудник, кандидат юридических наук, кандидат социологических наук, доцент 
Андрианова НГ.jpeg

Андрианова Наталья Геннадьевна – научный сотрудник, кандидат юридических наук

Фото Новиков О.В..jpg Новиков Олег Викторович – научный сотрудник
 Базилевская Татьяна Сергеевна – младший научный сотрудник

ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ


Главный научный сотрудник сектора административного права и административного процесса, доктор юридических наук, профессор Кобзарь-Фролова М.Н. опубликовала статью «От государственного права до административного права и административного процесса: путь длиною в 85 лет»//М.: ИГП РАН, Государство и право, № 10, 2021 С.77-85.

DOI: 10.31857/S102694520017264-1

В статье приводится историческая справа о создании в 1936 году в Институте государственного права АН СССР сектора государственного и административного права.

Поднимаются проблемы отсталости развития науки административного права в 20-30-е годы XX века, аспекты становления науки на рубеже 30-40-х годов, вектор развития науки административного права в 50-60-е годы, новые направления научных исследований в 70-90-е годы прошлого века, обозначены цели и задачи научных исследований, которые проводят современники - научные сотрудники сектора административного права и административного процесса.


Кобзарь-Фролова М.Н. Обеспечение исполнения законодательства – новое содержание компетенции Правительства Российской Федерации или подмена понятий? //Вестник Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний. 2020. № 4(39). С. 143-149.

ORCID: 0000-0003-2885-6401

DOI:10.18411/0131-1959-2020-43920

В статье автор сосредоточил внимание читателя на том, что внесенные в Конституцию РФ поправки оказывают влияние на содержании статуса Правительства Российской Федерации, его компетенции, роли и функциональном предназначении. Автор последовательно доказывает, что сущностное содержание компетенции Правительства качественно изменилось по сравнению с ранее действующим законодательством. Автор делает вывод о том, что новое содержание функции российского Правительства – «обеспечение» раскрывается через элементы, к которым автором отнесены: организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации, координация и направление деятельности органов исполнительной власти, ответственность за поставленные задачи и принимаемые решения и другие. В заключении  сделан вывод о том, что термин «обеспечение» обладает определенной емкостью, в его содержании и исследуемой функции нет подмены понятий, а имеет место эволюция в системе отношений между органами публичной власти и народом.


Кобзарь-Фролова М.Н. Правительство Российской Федерации в системе органов публичной власти: политико-правовые связи Правительства//Правовая политика и правовая жизнь, № 2(84), 2021, С.116-126 Саратов

DOI 10/24412|1608-8794-2021-2-116-126

Автор утверждает, что внесенные Законом о поправке в Конституцию РФ изменения, отразились на содержании статуса Правительства и органов исполнительной власти Российской Федерации, опосредовали формирование и развитие политико-правового феномена – единой системы публичной власти. Исследование новелл законодательства в части правового положения Правительства и органов исполнительной власти Российской Федерации в единой системе публичных органов, позволили автору сделать соответствующие выводы.

 

Кобзарь-Фролова М.Н. Исполнительная власть в системе публичной власти в свете новых конституционных реалий// Правовая политика и правовая жизнь, № 1 (83), 2021, С. 250-262 Саратов

DOI 10/24412|1608-8794-2021-1-250-262

Вступившие в силу поправки к Конституции Российской Федерации и те качественные изменения, которые были внесены в текст российской Конституции опосредовали законодательную активность. Особое внимание ученых и исследователей привлек Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации», который впервые узаконил понятие таких терминов как «публичная власть», «единая система публичной власти» и др. Автором предпринята попытка показать место и ту роль, которая отведена исполнительной власти в единой системе публичной власти.

 

Кобзарь-Фролова М.Н. Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы науки административного и финансового права» («ЛАЗАРЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ – 2021»).

В статье дается краткий обзор, проведенной 10 февраля 2021 года в Институте государства и права РАН международной научно-практической конференции в память видного советского ученого Бориса Михайловича Лазарева.


Кобзарь-Фролова М.Н. Административный процесс и административные процедуры в трудах Б.М. Лазарева/Актуальные проблемы науки административного и финансового права: Сборник материалов международной научно-практической конференции «Лазаревские чтения» (Москва, 10.02.2021) Электронный ресурс. 21,1 п.л. Под ред. А.Н.Савенкова. Отв. ред М.Н. Кобзарь-Фролова ISBN 978-5-8339-0199-1. С. 24-30

В статье автор доказывает, что научные труды Бориса Михайловича Лазарев, выдающегося советского ученого-административиста, и его взгляды на административный процесс и управленческие процедуры, до настоящего времени остаются весьма актуальными и могут стать основой для дальнейших научных исследований.


Кобзарь-Фролова М.Н. Система органов публичной власти российской федерации: понятие, характерные признаки, взаимодействие// Сибирское юридическое обозрение. 2021. Т. 18, № 2. С. 192–203.

 https://doi.org/10.19073/2658-7602-2021-18-2-192-203

Вступление в силу Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации и те качественные изменения, которые были внесены в текст российской Конституции, опосредовали законодательную активность. Особое внимание ученых привлек вступивший в силу в декабре 2020 Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации». Автор отмечает в статье, что возникла необходимость дать разъяснения и авторские комментарии позитивного права страны в связи с указанными новеллами. Сделаны соответствующие исследованию выводы.


Кобзарь-Фролова М.Н. Проблемы правового регулирования отношений в условиях действия covid-2019// Современная наука, Серия «Экономика и право» № 5, 2021, с. 135-139
DOI 10.37882/2223-2974.2021.05.15

В условиях действия COVID-2019 и стремительного распространения заболеваний, возникла проблема правового регулирования новых, ранее неурегулированных нормами права отношений. Автор обращает внимание научной общественности на возникшие законодательные пробелы и на то обстоятельство, что возникли новые правовые явления (феномены), которые до настоящего времени не изучены, не описаны юридической наукой, не даны их характеристики, а значит могут возникать проблемы в практике их применения, а также действия запретов и ограничений, вводимых в связи с действием COVID-2019. В заключении делаются соответствующие выводы.


Кобзарь-Фролова М.Н. Миграционные процессы в России в условиях действия ограничений covid-19// Сборник статей по материалам международной научно-практической конференции, Домодедово, 10 июня 2021, ВИПК МВД России, С. 44-49

http://igpran.ru/about/subjects/snews/?PAGEN_1=10

Автор замечает на страницах статьи, что Россия, как и большинство развитых государств в мире нуждается в трудовых мигрантах. Между тем неконтролируемая внутренная и внешняя миграция создает серьезные проблемы, в первую очередь безопасности граждан. В статье названы проблемы, которые возникают в случае, если миграционные процессы не удается регулировать и контролировать. Отмечается, что свои коррективы во внутренние и внешние миграционные процессы внесли пандемия и угроза распространения заболевания. В заключении даны предложения направленные на декриминализацию миграции.


Кобзарь-Фролова М.Н. Цифровизация – путь к повышению качества налогового администрирования//Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: ЭКОНОМИКА и ПРАВО. -2021. -№08. -С. 72-77

DOI 10.37882/2223-2974.2021.08.15

Деятельность налоговых органов по исполнению фискальной и контрольной функций имеет для государства стратегическое значение. Осуществляя налоговое администрирование, налоговые органы, обрабатывают огромные массивы информации. Без внедрения и использование современных цифровых информационных технологий и создания информационных баз данных эта деятельность не будет столь эффективна. Внедрение современных цифровых технологии в области налогов и сборов – не самоцель, а реальность, которая согласуется с требованиями, поставленными Президентом Российской Федерации в Стратегии развития информационного общества в России на период до 2030 года. В статье приводится соответствующая исследованию терминология, раскрываются цели и задачи цифровизации в сфере налогов и сборов, говорится о создании новых информационных баз данных, и их эффективности. В заключении делаются соответствующие исследованию выводы.

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, доцент Сморчкова Л.Н. опубликовала статью: «Правовой режим обязательных требований как средства административно-правового регулирования экономических отношений» // Право и практика. № 1 / 2021. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-obyazatelnyh-trebovaniy-kak-sredstva-administrativno-pravovogo-regulirovaniya-ekonomicheskih-otnosheniy

DOI: 10.24412/2411-2275-2021-1-49-53

В статье анализируется законодательная новация – установление унифицированного правового режима обязательных требований как средства административного-правового воздействия на предпринимательскую и иную экономическую деятельность при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечении к административной ответственности, предоставлении так называемых «разрешительных режимов». Применение Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» должно не только нивелировать негативные стороны многосубъектности в осуществлении административно-правового регулирования экономических отношений в Российской Федерации, но и является значимой ступенью в процессе упорядочивания правовых средств и инструментов, применяемых в данной сфере.


Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, доцент Сморчкова Л.Н. опубликовала статью: «Обязательная маркировка товаров средствами идентификации как инструмент административно-правового воздействия на экономические отношения» // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». Т. 21, № 2. / 2021. 

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obyazatelnaya-markirovka-tovarov-sredstvami-identifikatsii-kak-instrument-administrativno-pravovogo-vozdeystviya-na-ekonomicheskie

DOI: 10.14529/law210207

В статье рассматривается правовой аспект введения в Российской Федерации обязательной маркировки отдельных групп товаров средствами идентификации. Автор статьи рассматривает ее не только как средство контроля над производителями, импортерами, внутренним рынком и борьбы с контрафактной продукцией, но и как инструмент административно-правового воздействия на экономические отношения в целом. В статье анализируется становление системы маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров в нашем государстве, рассматриваются отдельные положительные и отрицательные стороны этого процесса, а также обозначена проблема пределов возможного распространения данного административно-правового инструмента контроля за движением товаров, и как следствие, за субъектами, ими обладающими.


Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, доцент Сморчкова Л.Н. опубликовала статью: «Юридическое лицо как субъект административного правонарушения» // Право и практика. № 2 / 2021. 

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskoe-litso-kak-subekt-administrativnogo-pravonarusheniya

DOI: 10.24412/2411-2275-2021-2-39-43

В статье анализируется соотношение характеристик юридического лица как субъекта административного правонарушения и юридического лица как субъекта административной ответственности. Вновь поднимаются проблемы виновности юридического лица в совершении административного правонарушения и объективного вменения при привлечении его к административной ответственности. Автор приходит к выводу, что законодательство Российской Федерации об административных правонарушениях требует совершенствования института юридического лица как субъекта административного правонарушения, что еще более актуально в текущий период реформирования.


Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, доцент Сморчкова Л.Н. опубликовала статью: «Экспериментальный правовой режим как средство административного регулирования в экономической сфере» // Право и практика. № 3 / 2021. 

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnyy-pravovoy-rezhim-kak-sredstvo-administrativnogo-regulirovaniya-v-ekonomicheskoy-sfere

DOI: 10.24412/2411-2275-2021-3-10-15

В статье рассматривается становления нового для российского права средства административно-правового воздействия на экономические отношения – экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций. На основе результатов анализа тенденций развития этого правового института дается оценка его положительных и отрицательных сторон, а также рисков и правовых способов их нивелирования. Автор приходит к выводу, что реальное использование в российской правовой системе этого правового средства оперативного юридического воздействия на стремительно меняющиеся в эпоху тотальной цифровизации общественные отношения открывает новые возможности и новые перспективы в развитии теории и практики современного правового регулирования.


Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, доцент Сморчкова Л.Н. опубликовала статью: «К вопросу о научных основах государственного управления и взаимосвязи с наукой административного права» // Правовая политика и правовая жизнь. № 3/1 / 2021. 

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nauchnyh-osnovah-gosudarstvennogo-upravleniya-i-ih-vzaimosvyazi-s-naukoy-administrativnogo-prava

DOI: 10.24412/1608-8794-2021-3-85-93

Статья посвящена современному пониманию сущности научной основы организации управления, объективно необходимой для успешного функционирования сложного государственного механизма. В ее основу положен анализ коллективной работы сотрудников Института государства и права Академии наук СССР «Научные основы государственного управления в СССР» (1968 г.). Автор приходит к выводу, что, несмотря на современную трансформацию содержания государственного управления, отношения, складывающиеся в его процессе, по-прежнему нуждаются в научном осмыслении, в том числе с точки зрения их юридического аспекта и связи с правовой действительностью. Особую важность знание и понимание научных основ государственного управления имеет для развития теории науки административного права, как базовой отрасли юридической науки в данной сфере общественных отношений.


Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, доцент Сморчкова Л.Н. опубликовала статью: «Правительство Российской Федерации: трансформация правового статуса» // Право и практика. № 4 / 2021. 

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravitelstvo-rossiyskoy-federatsii-transformatsiya-pravovogo-statusa

DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-71-76

В статье представлен авторский анализ сущности изменений правового статуса Правительства Российской Федерации в связи с внесением поправки 2020 года в Конституцию Российской Федерации. Автор отвечает на вопросы, какое правовое значение имеет то, что Правительство Российской Федерации более не именуется высшим исполнительным органом государственной власти Российской Федерации и в чем еще состоят новации правового статуса Правительства Российской Федерации. Автор приходит к выводу, что при безусловном усилении президентской власти и корректировки баланса ветвей власти в системе сдержек и противовесов, форма республиканского правления в России в сущности не изменилась. Правительство Российской Федерации продолжает успешно выполнять свои функции в видоизмененном правовом статусе, а общее руководство его деятельностью со стороны Президента Российской Федерации получило юридическое закрепление.


Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, доцент Сморчкова Л.Н. опубликовала статью: «Административно-правовая ответственность организаций как средство противодействия коррупции» // Современная наука. № 6 / 2021. 

URL: https://search.rads-doi.org/project/8141/object/113923

DOI: 10.53039/2079-4401.2021.8.6.009

В статье исследуются особенности привлечения организаций к административной ответственности по статьям 19.28 и 19.29 КоАП РФ, а также по ряду составов административных правонарушений, косвенно указывающих на наличие в них коррупционной направленности. Рассматривается проблема расширения административной ответственности организаций лиц в случаях совершения коррупционного правонарушения от имени или в интересах юридического лица.


Стратегическое планирование как метод административно-правового регулирования / Глазунова И. В. // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 8. С. 143-151.

DOI: 10.34755/IROK.2021.56.17.027

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46537849

Административное реформирование системы государственного управления в настоящее время обусловлено реализацией конституционных новелл 2020 г. Выбор инструментов его проведения (механизмов, форм, методов регулирования), а также идей для их создания предоставляет анализ накопленного опыта проведения реформ в 2003-2020 гг. Показано, что в конце второго этапа административной реформы получила развитие идея создания «сервисного» государства и внедрение нового метода государственного регулирования для решения задач устойчивого социально-экономического развития - стратегического планирования. Рассмотрена система документов, составляющих основу для применения данного метода, и высказано мнение о перспективе разработки механизма координации и контроля документов стратегического планирования.


Административное регулирование: в поисках форм и методов Глазунова И. В. // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 5. С. 435-444.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46110659

DOI: 10.34755/IROK.2021.18.34.054

В статье рассматривается соотношение задач отечественных административных реформ в разные периоды (советский и постсоветский начала 2000-х гг.) с административно-правовыми методами регулирования, применяемыми для их достижения. Сделан вывод о том, что административная реформа является инновационной формой государственного регулирования . К числу непременных условий успешного осуществления административной реформы относится методически верный выбор инструментов (форм, методов, механизмов) ее реализации. Показано, что фундаментом для создания моделей качественных инструментов современной административной реформы является отечественный опыт проведения реформ государственного управления.


Факторы выбора форм и методов административно-правового регулирования в сфере экономики / Глазунова И. В. // Вопросы устойчивого развития общества. 2021. № 11. С. 550-560.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47319934

DOI: 10.34755/IROK.2021.31.95.017

В статье рассматривается влияние стратегических целей государственного управления постсоветского периода на структуру и функции органов исполнительной власти, а через них - на применяемые формы и методы административно-правового регулирования экономической деятельности. Показано, что конкретные формы и методы определяются, как правило, задачами целенаправленно проводимых управленческих преобразований. Вместе с этим существенные коррективы вносятся в целях адекватного реагирования на чрезвычайные, неординарные события, процессы, обстоятельства и социального, и биологического происхождения, как внутригосударственного, так и всемирного масштабов.


Документы стратегического планирования как основа выбора методов административно-правового регулирования / Глазунова И. В. // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 8. С. 174-183.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46516082

DOI: 10.34755/IROK.2021.30.60.049

В статье показано, что выбор инструментов административного реформирования (механизмов, форм, методов регулирования), а также идей для их создания целесообразно осуществлять на основе анализа накопленного опыта проведения предыдущих административных реформ. Показано, что в конце второго этапа административной реформы (2006-2010 гг.) получила развитие идея создания «сервисного» государства и внедрение нового метода государственного регулирования для решения задач устойчивого социально-экономического развития - стратегического планирования. Высказано мнение о необходимости разработки механизма координации и контроля документов стратегического планирования в целях совершенствования деятельности отечественных публично-правовых институтов путем обеспечения оправданного выбора ими форм и методов административно-правового регулирования.


Становление современных форм и методов административно-правового регулирования в сфере управления / Глазунова И. В. // Актуальные вопросы современной экономики. 2021. № 6. С. 129-137.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46252361

DOI: 10.34755/IROK.2021.28.94.104

В статье рассматриваются вопросы применения административно-правовых методов регулирования, условия появления новых методов, направленных на решение задач определенного этапа реформирования системы российского государственного управления. Сделан вывод о том, что к числу непременных условий успешного осуществления административной реформы относится методически верный выбор инструментов (форм, методов, механизмов) ее реализации. Предложены направления научных исследований по проблемам реформирования отечественных публично-правовых институтов в части применяемых ими форм и методов административно-правового регулирования.

О В. И. Ремневе И А. Е. Луневе – видных ученых-сотрудниках ИГП РАН / Глазунова И. В. // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3.1. С. 77-83.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47565074

DOI: 10.24412/1608-8794-2021-3-77-84

В преддверии столетнего юбилея Института государства и права Российской академии наук и в год 85-летия сектора административного права и административного процесса Института в статье изложены краткие биографические сведения о видных ученых-административистах, которые трудились в Институте в 60-80-х гг. ХХ в., – это Ремнев Виктор Иванович (1924-1986) и Лунев Александр Ефремович (1910-1984). Исследование проведено с использованием историко-правового и библиографического методов. Были изучены архивные документы, связанные с работой ученых в Институте, а также документы и труды, размещенные в Российской государственной библиотеке, в открытом доступе в сети «Интернет». Помимо биографических данных представлен краткий анализ отдельных сочинений исследователей. Полученные результаты свидетельствуют о том, что профессорами В. И. Ремневым и А. Е. Луневым оставлено огромное научное наследие, которое должно стать предметом изучения современных исследователей для лучшего осмысления происходящих в настоящее время правовых и социально-политических явлений.

 


О новом подходе к совершенствованию нормативно-правовой модели стадии возбуждения уголовного дела / Глазунова И. В., Образцов В. А. // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № 3. С. 116-124.
DOI: 
10.24412/1608-8794-2021-3-116-124

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47420873

В статье подвергается анализу с точки зрения логики, гносеологии правовая модель первой стадии уголовного судопроизводства, заложенная в действующем УПК РФ. Выявлен ряд несоответствий, в том числе: названия раздела VII УПК РФ «Возбуждение уголовного дела» и одноименного наименования начальной стадии уголовного судопроизводства содержанию текстов статей глав, включенных в этот раздел; заголовка ст. 145 УПК РФ перечню предусмотренных в ней итоговых процессуальных решений. В работе показано, что присущие этой модели формально-логические и содержательные недостатки не позволяют рассматривать ее как качественную научно обоснованную информационную систему правового характера. Предложены некоторые положения авторской концепции обновления уголовно-процессуальной модели стадии возбуждения уголовного дела; дано обоснование идеи о переименовании стадии возбуждения уголовного дела на стадию рассмотрения сообщения о возможном преступлении.


Следователь и его полномочия. Не пора ли обновить парадигму? / Глазунова И. В., Образцов В. А. // Государство и право. 2021. № 12. С. 73-82.

URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=47385750

DOI: 10.31857/S102694520017759-5

Статья посвящена дискуссионным аспектам, связанным с понятием и систематизацией полномочий следователя как участника уголовно-процессуальных правоотношений в увязке с проблемой его полномочий. В свете авторской концепции исследуются особенности содержания понятия и полномочий следователя при рассмотрении сообщения о преступлении и производстве предварительного расследования по уголовному делу. предложены оригинальные определения указанных понятий, обоснован и реализован новый подход к дифференциации и систематизации полномочий следователя в сфере досудебного уголовного производства.


Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью:  О перспективах развития государства и права в Российской Федерации (на примере прокуратуры). В.Н. Галузо. Власть прокурора в Российской Федерации. Часть IV. Возрождение права // Государство и право. 2021. № 7. С. 201-204.

DOI: 10.31857/S102694520016191-1

 В рецензии не только обращено внимание на результаты монографического исследования закономерностей развития государства и права в Российской Федерации (с 1991 г.) (на примере прокуратуры), но и осуществлена их оценка

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью: Профессор Коток Виктор Фомич (13.09.1911-09.02.1974): современные взгляды на научное наследие (конституционно-правовой и административно-правовой аспекты) // Правовая политика и правовая жизнь. 2021. № С. 44-56.

DOI: 10.24412/1608-8794-2021-3-44-56

 Актуальность статьи обусловлена важностью совершенствования правового регулирования общественных отношений в связи с реформированием конституционного и административного законодательства, потребностями расширения методологических рамок проведения административно-правовых исследований. Цель статьи - проанализировать научные взгляды одного из ведущих советских ученых-правоведов государствоведа, конституционалиста, специалиста в области государственного (конституционного) права доктора юридических наук, профессора Виктора Фомича Котока, показать их актуальность для современного развития российской правовой науки, в том числе для административного права. Реализация поставленных задач была достигнута с помощью общенаучных (диалектический, анализ, синтез) и частнонаучных методов (формально-юридический, сравнительно-правовой, исторический). Несмотря на формационные различия между современностью и временем выхода трудов В. Ф. Котока, продолжают оставаться актуальными его взгляды, касающиеся определения государственного права, а впоследствии и конституционного права, критериев разграничения государственного права и иных отраслей права, в том числе административного, разграничения понятий «контроль» и «надзор», формирования института конституционного надзора, а также органов государственной власти, принятия нормативных правовых актов и ряда других вопросов. Сделаны выводы о том, что современное административное право должно не только опираться на государственное право, но и активно воздействовать на содержание целого ряда государственно-правовых институтов, обеспечивая единство правового поля и эффективность правового регулирования общественных отношений.

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью: Некоторые вопросы развития законодательства Кыргызской Республики об административной деятельности и административных процедурах // Государственная служба и кадры. 2021. № 4. С. 69-73.

 DOI: 10.24411/2312-0444-2021-4-69-73.

 В статье представлена общая характеристика Закона Кыргызской Республики от 31 июля 2015 года № 210 «Об основах административной деятельности и административных процедурах», раскрыто содержание основных понятий, определен ряд возможностей адаптации положительного опыта в российских условиях.

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью:  Некоторые вопросы развития законодательства Туркменистана об административных процедурах // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 82-86.

DOI: 10.24411/2312-0444-2021-5-82-86.

 В статье представлена общая характеристика Закона Туркменистана от 3 июня 2017 года № 566-V «Об административных процедурах», раскрыто содержание основных понятий, определен ряд возможностей адаптации положительного опыта в российских условиях.

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью:  Некоторые вопросы развития административно-процессуального законодательства в Республике Казахстан // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 3. С. 158-164.

DOI: 10.24411/2073-3305-2021-3-158-164.

 В статье дана общая характеристика Административного процедурно-процессуального кодекса Республики Казахстан от 29 июня 2020 г., определены возможности учета опыта его подготовки и принятия для развития административно-процессуального законодательства Российской Федерации, форм и методов государственного управления.

  

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью:  Некоторые вопросы развития законодательства об административных процедурах в Республике Узбекистан // Образование. Наука. Научные кадры. 2021. № 4. С. 185-189.

DOI: 10.24411/2073-3305-2021-4-185-189.

 В статье представлена общая характеристика Закона Республики Узбекистан от 8 января 2018 г. № ЗРУ-457 «Об административных процедурах», раскрыто содержание основных понятий и принципов административных процедур, что может представить интерес в области российского административного правотворчества.

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью: Административный кодекс Республики Молдова от 19 июля 2018 года: шаг вперед в вопросе систематизации административно-процессуального законодательства // Закон и право. 2021. № 12. С. 54-59.

DOI: 10.24412/2073-3313-2021-12-54-59

 В статье в рамках научных исследований положительного зарубежного опыта правового регулирования административно-процессуальной деятельности дана общая характеристика содержания Административного кодекса Республики Молдова от 19 июля 2018 года.

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью:  Некоторые вопросы развития законодательства об административных процедурах в Республике Таджикистан // Закон и право. 2021. № 11. С. 270-274.

DOI: 10.24412/2073-3313-2021-11-270-274.

 В статье представлена общая характеристика Кодекса об административных процедурах Республики Таджикистан от 5 марта 2007 г. № 232, раскрыто его содержание и основные понятия, что может представить интерес в области российского административного правотворчества.

  

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью:  Рецензия на книгу "Избранные научные труды по административному праву и административной деятельности полиции М.В. Костенникова". Домодедово, 2020. 1000 с / В. М. Редкоус // Административное право и процесс. – 2021. – № 6. – С. 85-87. – DOI 10.18572/2071-1166-2021-6-85-87.

 В статье представлен краткий анализ научного наследия Заслуженного сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора Костенникова Михаила Валерьевича, обобщенного и изложенного в концентрированном виде в его «Избранных научных трудах по административному праву и административной деятельности полиции», вышедших в 2020 г. в честь 55-летия известного ученого.

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью: Некоторые аспекты взаимодействия административного и уголовного законодательства Российской Федерации в современных условиях / В. М. Редкоус // Закон и право. – 2021. – № 7. – С. 27-31.

DOI 10.24412/2073-3313-2021-7-27-31.

 В статье на примерах совершенствования института административной ответственности, уголовного проступка, объявления официального предостережения рассмотрено взаимодействие административного и уголовного законодательства Российской Федерации.

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью:  Актуальные вопросы обеспечения экономической безопасности в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 2 июля 2021 года / В. М. Редкоус // Закон и право. – 2021. – № 8. – С. 23-27. 

DOI 10.24412/2073-3313-2021-8-23-27.

 В статье показана важная роль экономики, экономического развития в обеспечении национальной безопасности; выделены задачи, направленные на достижение целей обеспечения экономической безопасности России.

  

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью:  Актуальные вопросы развития методов государственного регулирования экономической деятельности в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (21 апреля 2021 года) / В. М. Редкоус // Образование. Наука. Научные кадры. – 2021. – № 2. – С. 128-131.

DOI 10.24411/2073-3305-2021-2-128-131.

В статье представлен анализ современных методов государственного регулирования экономической деятельности с учетом задач поступательного развития Российской Федерации, обозначенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (21 апреля 2021 г.).

 

Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью: Актуальные вопросы развития форм государственного регулирования экономической деятельности в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. 21 апреля 2021 г. // Закон и право. 2021. № 6. С. 22-25.

DOI: 10.24412/2073-3313-2021-6-22-25

В статье представлен анализ актуальных форм и методов государственного регулирования экономической деятельности в современных условиях развития Российской Федерации, показана тесная взаимосвязь правовых и неправовых форм, а также экономических и административных методов регулирования экономической деятельности.


Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью: Надо ли состоявшимся ученым повышать свой уровень грамотности в науке и как нам учить будущих исследователей? Рецензия на второе издание учебника И.В. Понкина, А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики» (М., 2021, 567 с.) // Закон и право. 2021. № 4. С. 203-206.

DOI 10.24412/2073-3313-2021-4-203-205

В рецензии на второе издание учебника И.В. Понкина, А.И. Лаптевой «Методология научных исследований и прикладной аналитики» (М., 2021, 567 с.) ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса Института государства и права РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. отметил значимость вышедшей книги для совершенствования и развития методологии научных исследований и прикладной аналитики для преодоления кризисных явлений в российской юридической науке. Данная книга представляет интерес не только для представителей так называемой «академической» науки, но и для всех лиц, которые стремятся получить объективное представление и сделать объективную оценку многим явлениям окружающей нас действительности.



Ведущий научный сотрудник сектора административного права и административного процесса ИГП РАН доктор юридических наук, профессор Редкоус В.М. опубликовал статью: «Экономическая функция государства и вопросы обеспечения экономической безопасности (в контексте членства Российской Федерации в Евразийском экономическом союзе)

К оглавлению

Последние публикации


Опубликован учебник Чиркина В.Е. Конституционное право зарубежных стран

Конституционное право зарубежных стран : учебник / В. Е. Чиркин. — 9-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма : ИНФРА-М, 2019. - 528 с.
ISBN: 978-5-91768-640-0
ISBN-online: 978-5-16-107608-8

подробнее

 

 архив публикаций

К оглавлению

Контакты


phone.jpg +7 (495) 691-87-21 

Возврат к списку подразделений